5-30 утра. Темно. На ЖД вокзал Кутаиси прибывает поезд из двух вагонов. Кроме нас садится два старичка и кондуктор с полицейским. Фотографировать запрещено. Это первый случай за все наши насыщенные переездами путешествия, когда действительно не разрешают сделать кадр. Но мы пытаемся.
Навигация:
Стоимость проезда 1 лари. Оплатить можно как в кассе, так и в автомате, находящемся внутри поезда.
Печки работают на ура: можно ехать в футболке, хотя на улице +5.
Пару остановок рядом с Кутаиси и мы наконец-то разгоняемся. За окном пропадают полуразрушенные строения и законсервированные черт знает когда вагоны.
Внутри — обычная электричка с мягкими сиденьями, как в питерском метро. С одной стороны прохода три места, с другой — два.
Пахнет в вагоне так, как будто старичок не принимал душ с момента развала СССР.
И все же — поезд вскоре оживился. На единственной крупной станции на пути следования, городе Зестафони, людей зашло много. Практически все места оказались занятыми. Мужики, что постарше, тут же начали яростно резаться в карты. Вокруг них даже образовалась группа поддержки, — в Имеретии это дело любят особенно.
В 8-10 наш поезд прибыл в город марганцевой руды — Чиатуру. За бортом оказалось неприлично холодно для середины марта — ноль градусов, о чем свидетельствовало световое табло на склоне гор.
История города Чиатура
Город Чиатура был основан в ущелье на берегах реки Квирила. Он окружен горами, образованными в результате извержения вулкана в древности, сопровождающегося выбросом наружу лавы, состоящей из марганцевой руды.
В 1879 здесь обнаружили эту самую марганцевую руду и сразу же образовали шахтерский поселок, который официально перерос в город в 1921 году.
К концу IX века здесь уже была проложена железная дорога для вывоза добычи. Но самое интересное началось в 1954. В Чиатуре была запущена первая в СССР пассажирская канатная дорога. И так они увлеклись этим видом общественного транспорта, что до 1989 было открыто аж 17 линий. В городе проживало всего то 30 тысяч. Но это можно объяснить. Районы Чиатуры раскинуты по обоим хребтам, на несколько холмов. Везде искали и находили марганец, поэтому и строили дома вокруг рудников. Центр же так и остался в ущелье. Получается, канатная дорога самый удобный вариант передвижения для местного населения. 5 минут — и на противоположном холме, это действительно круто. Внизу же до 2008 курсировали троллейбусы Skoda, а сейчас — обычные маршрутки.
В центре города также довольно колоритная набережная, она интересна и своей оснащенностью: тут и причалы(кто знает, зачем?) и шлюзы для борьбы с наводнениями…
Канатные дороги
Чиатуре принадлежит абсолютный мировой рекорд по их количеству. На настоящий момент функционирует 15 линий канатных дорог из 17. В 2016 две линии в центре города, выходящие с одной станции по разные стороны, были остановлены, и до сих пор кабины загадочно зависли над городом. Было вложено немало средств на проектирование новых европейских канаток взамен советских. Станции и вышки, построенные французами, уже стоят, но движение пока не открыто. Кстати, каждый день встречали этих самых французов в кафе под названием Paris, не знаю — ирония это, или они причастны и к этой сфере. Сидели за ноутбуком и работали.
В центре все же осталась другая станция, с которой также можно отправиться на оба хребта. В одну сторону Вас сопроводит дежурный проводник…
…а на противоположный хребет — полное самообслуживание.
Есть табличка на грузинском языке, возможно, здесь написано что-то интересное. По крайней мере, мы решили, что ее уклон составляет 48 градусов. Грузины, помогайте с переводом!
Наверху — обычные жилые районы. Потрепанные временем дома, явно построенные для рабочего класса, в сочетании с хмурой мартовской погодой создают поистине драматическую атмосферу.
Зачастую канатные дороги образуют связки: сначала идет подъем из ущелья на гору, а на вершине можно пересесть в следующий вагончик и отправится на соседнюю гору или даже противоположный хребет.
На картах отмечена только центральная канатная дорога, остальные мы постараемся нанести сами. Лучше всего спросить у местных жителей, чтобы не запутаться.
Одна из самых запоминающихся линий находится здесь.
Она натянута через долину реки и соединяет два хребта. Эта дорога является самой высокой из всех и, по рассказам персонала, была основана одной из первых ещё в 50х годах. Судя по кабинке — так оно и есть.
А чтобы до туда добраться, нужно подняться по самой новой линии канатной дороги, построенной в 1989. На ней работает самый интересный проводник, он хорошо знает русский и может поделиться фактами о городе, в отличии от индифферентных тетенек, обслуживающих другие линии.
Чем ещё заняться в Чиатуре
Столб Кацхи
Часть скалы в результате землетрясения превратившаяся в отдельно стоящий столб, на вершине которого находится монастырь. Раньше на него можно было подняться мужчинам, сейчас подъем запрещен вовсе. На территории строится отель. Особенно красивые фотографии получаются с квадрокоптера.
Несколько лет назад умер батюшка, а второй монах сейчас живёт снизу. Ранее монахи жили сверху и еду им передавали при помощи специального крана.
Как добраться до столба Кацхи
Несмотря на статьи в авторитетных блогах, утверждающих, что добраться до столба Кацхи на общественном транспорте нельзя, это не так. Маршрутки регулярно отправляются с автовокзала Чиатуры и доставят Вас до поворота к достопримечательности (далее 20 минут пешком: недалеко, но перепад высот приличный). Стоимость маршрутки — 1 лари с человека. Время в пути — около 20 минут. Это единственная машина с надписью на английском(Katskhi) и фотографией монастыря, поэтому идентифицировать её проблем не составит.
Само собой, если Вы путешествуете на автомобиле, то доехать можно непосредственно до столба за те же 20 минут.
Монастырь Мгвимеви в скале
Красивый небольшой монастырь расположен прямо в естественной пещере(кстати, недалеко от нашего отеля), а не вырезан в скале, как многие другие. Имеет некое архитектурное сходство с Вардзией. Стоит, как оазис среди промышленной разрухи. Зайти не успели, но с трассы выглядит красиво =)
Марганцевые рудники
Предприятия по добыче марганцевой руды — основа города. В советские времена на Чиатуру приходилось до 60% мирового экспорта этой породы. После распада СССР наступил кризис, но завод не закрылся — слишком уж «рыбное» местечко. Кроме центрального завода, который сейчас частично принадлежит американцам(Georgian American Alloy) и украинцам, процветает и теневой частный сектор экономики. Мы своими глазами видели карьеры, раскопанные в поисках марганца, причем без всякой геологоразведки, просто наугад. Думаете, сочиняем? Всю эту картину показали и прокомментировали сами владельцы. Да-да, марганца здесь столько, что предварительно просвечивать землю получится дороже, чем перекопать все подряд.
На одном из рудников завода «Georgian Manganese» охранник пригласил нас посмотреть на территорию, где вагонетки, груженные рудой выезжают из тоннеля, однако съемку строго запретил, пришлось забрать на горку у забора =)
Рудников здесь очень много, в некоторых обзорах встречается информация, что можно спокойно фотографировать в зоне наземных станций, но мы с такой удачей не столкнулись.
Сюда также ведет старая канатная дрога прямо с трассы(метка на карте). И здесь можно посмотреть на остатки былой роскоши заводской инфраструктуры. Возможно, скоро всё это подчистят.
Чтобы добраться до рудников, надо совершить пересадку…
Отели в Чиатуре
Мест для ночлега в шахтерском городе немного, оно и понятно. Есть парочка отелей в центре, но платить 100 лари за ночь не хотелось, все равно, весь день гуляли. Вообще, выбор невелик: 4 отеля и одна квартира на Booking’е, ещё и в поиск надо вбивать замысловато(просто Чиатура не найдется). Вот Вам, чтобы не искать:
Самый дешёвый вариант — гестхаус у столба Кацхи, но это неудобно (12 км от города). Также, парочка квартир сдается на Airbnb, но тоже не дёшево. В общем, мы остановились в отеле Pirosmani, что в 1 км от центра и прямо в эпицентре канатных дорог (их несколько на окраине). Кроме того, что нам предоставили номер с 2 отдельными кроватями вместо одной, так они ещё оказались и незаправленными — такое, в нашей насыщенной поездками жизни, мы увидели впервые =)
Заметим, что сам номер приличный: просторный, с удобной душевой и горячей водой без колдовства.
Но первом месте, как это нередко случается в Грузии, стоит владелец — очень гостеприимный человек. Он и подвез нас до самой интересной канатной дороги, попутно все рассказав, и до автовокзала, и показал, на какой маршрутке доехать до Кацхи. Ночью Аня только заикнулась, что в номере прохладно, как тут же у нас на столе появилась бутылочка чачи. Перед отъездом нас еще и супчиком угостили.
На одну ночь однозначно рекомендуем!
Такое ощущение, что они соревнуются в дисциплине «гостеприимство». Эх, нам бы такие состязания…
Рестораны в Чиатуре
Это громко сказано. Найти здесь место для обеда или ужина довольно затруднительно. В общем, есть пиццерия и кафе Paris, вот в принципе и всё. Хотя нет, существует ресторан Gazapkhuli 2007 на другой стороне железной дороги, но про него поздно узнали и потому не посетили. Есть, конечно, и неприметные заведения без вывесок, но там и холодно было, и разговаривали только на грузинском. Также, как правило, есть кафе при отелях, которых здесь целых 4, если верить «букингу».
Мы несколько раз спрашивали местных, где можно покушать и каждый раз нас отводили в «Париж». Что ж, надо сказать, что порции здесь большие, готовят под Вас, да и на вкус очень даже. Правда, нет меню на русском. Зато есть женщина, которая отлично разговаривает. Она предложит блюда под Ваши запросы, например, куриный суп или пюре с котлетой. Можно попросить приготовить что угодно из имеющихся продуктов. Но вот грузинских блюд здесь практически нет (хачапури есть, не переживайте). Да-да, это первое место в Грузии, где не было хинкалей =)
Как добраться
Я уже упоминал про атмосферный поезд о двух вагонах…
Теперь давайте составим общую транспортную картину.
Город Чиатура расположен в 73 км(по автомобильным дорогам) от Кутаиси и в 188 км от Тбилиси. Соответственно, если Вы едете из Батуми, то необходимо сначала добраться до Кутаиси.
Из Кутаиси
Маршрутка Кутаиси — Чиатура: ежедневно с 8-00, последнее отправление в зависимости от сезона, стоимость 6 лари. Остановка находится за зданием МакДональдса, рядом с центральной площадью.
Поезд Кутаиси — Чиатура(на самом деле он идет чуть дальше — в город Сачхере): ежедневно в 5-30 и 16-05, стоимость 1 лари =)
В городе два вокзала, нам нужен главный, на картах отмечен как Kutaisi 1 Railway.
Информация на март 2019.
Из Тбилиси
Маршрутки Тбилиси — Чиатура отправляются каждый час с автостанции у метро Дидубе. Стоимость проезда 10 лари.
Также, можно доехать на поезде с пересадкой в Зестафони.
Обратно из Чиатуры
Автовокзал Чиатуры расположен здесь.
Маршрутки до Тбилиси отправляются каждый час, стоимость проезда 10 лари. Последняя маршрутка в марте отправлялась в 18-00.
Обратный поезд из Сачхере в Кутаиси отправляется дважды в день: 10-10 и 20-05, соответственно в Чиатуре он проезжает ориентировочно через 40 минут. Точное время лучше уточнить на вокзале.
Экскурсия в Чиатуру из Тбилиси
Многие туристы ограничены во времени и ценят комфорт. Для Вас тоже есть отличный вариант — экскурсия одним днем(12 часов) из Тбилиси с образованным русскоговорящим гидом. На самом деле, в такие места с подкованным гидом ездить очень интересно, познавательно и удобно.
Наше видео из Чиатуры
И для полного погружения в атмосферу города
Ищем дешевые авиабилеты каждый день ЗДЕСЬ
Еду также из Кутаиси и как раз искал расписания, спасибо! На Ваш взгляд сколько времени нужно на Чиатуру, полдня, день до вечера? и покатать и побродить чтобы. Имеет ли смысл в 5-30 ехпть или лучше поспать и попозже на маршрутке двинуть?
В принципе, одного полного дня хватит. Мы не любим второпях исследовать новые города, тем более с ребенком. Да и с погодой совсем не повезло.
В общем, закладывайте день, а дальше — как больше нравится. Учитывая, что последняя маршрутка в Тбилиси в 18, то лучше на поезде, либо на первой маршрутке.
Как съездили, сколько времени прошло,во сколько и на чем вернулись в Кутаиси?так же планирую это место посетить в августе.
Всё. Закрыли канатные дороги..
Ольга, расскажите подробнее, что случилось?
Ребята!Спасибо!!!За репортаж моего города детства!Сейчас живу в Спб и 46 лет спустя услышать и увидеть родные места- фантастика! Благодарю
И Вам спасибо за обратную связь