3 прекрасных дня в Северной Осетии: лавка счастья, город мертвых и горячие источники

Путешествуй с нами на YouTube и в Instagram: ответим на любой вопрос =)

Наше путешествие в Северную Осетию было в рамках трипа по кавказским республикам, непосредственно перед мы были в Домбае, Архызе, за год до этого — в Дагестане, а через неделю — в Кабардино-Балкарии. Так что волей-неволей, в этом обзоре будет много сравнений. Уж простите. Итак, — поехали!

Спойлер: Осетия очень крутая, эмоциональная и оооочень душевная. Пишу спустя 6 месяцев после возвращения, а эмоции все еще яркие. Так что, если не были — самое время хотя бы посмотреть билеты.

У нас есть вторая статья про Осетию, которую писал Антон. Мы не смогли договориться о стиле повествования, поэтому каждый  написал свою статью.

Навигация

Вводные данные

Для начала, Северную Осетию первый раз мы посетили в октябре всей своей семьей — я, Антон и Юстина. Юстине на тот момент было 4 года, она классно справилась с путешествием, мы почти ее не носили на руках. Она прекрасно преодолевала все горные тропы, а в качестве бонусов вечером мы проводили время в открытых бассейнах в Верхнем Бирагзанге.

Наше путешествие было на нашей ласточке — ShkodaRapid, и надо заметить, мы добрались абсолютно до всех намеченных достопримечательностей. Я думаю, для путешествия по Осетии есть 2 варианта:

1 — аренда машины

Второй раз мы уже брали машину в аренду просто на авито. Я случайно выбрала контору Rentos. В целом, мы остались довольны — брали полноприводную Ниву за 2000 рублей в сутки, ни разу не подвела, проходимость огонь. Машину могут за 500 рублей подвести в аэропорт. Если что, их номер — 8 918 829 — 99 — 54

2 — участие в организованном авторском трипе

Да, можно, конечно, автостопом, а вот путешествие на общественном транспорте, скорее всего, будет невозможным. Очень много локаций, куда не ходят автобусы, или придется делать постоянно огромные круги.

В Северной Осетии мы провели прекрасных 3 дня. И несмотря на то, что была середина октября, термометр показывал всего 7 градусов, было весьма солнечно, а нос даже успел обгореть. И 3 дня — оптимальное время на осмотр республики, когда ничего лишнего, но все четко и то, что надо.

осетия в октябре
Фото хорошо отражает все наш путешествие — надо вечно куда-то идти по горам, кругом снег, температура ниже 10 градусов, но солнце так припекает, что мы без курток

Где остановиться. Верхний Фиагдон

Путешествие по Северной Осетии грубо говоря строится вокруг Верхнего Фиагдона. Фиагдон находится в 35 км от Владикавказа, поэтому лучше, конечно, остановиться здесь, а не ездить каждый вечер в столицу республики.

Безусловно, сейчас весьма модно исследовать Кавказские республики, лучше немного заранее бронировать жилье. Но стоит заметить, что в Осетии очень много реально классных мест для отдыха, не просто оставшиеся с Советского Союза пансионаты, а модные дизайнерские шале или дом в горах с джакузи.

На островке есть разные варианты — от средних до шикарных. Мы решили сэкономить и бронировали несколько ночей на авито. Бронировали, причем, день в день, прямо на подъезде к городу. Это самые простые однокомнатные бабушкины квартиры, без излишеств, но с минимальными условиями — стиральная машинка, плита и горячая вода в ванной. На сутки квартира стоила 1000 рублей, если брать больше суток — цена еще ниже.

Один день мы решили «шикануть» и поселиться в парк-отеле Верхний Бирагзанг (по ссылке подробная статья, как мы жили в Бирагзанге). Стоимость номера стоила порядка 4500 рублей, в эту стоимость входит завтрак и самое главное — безлимитное пользование всеми бассейнами с термальной водой. А здесь их 3 — с температурой 41 градус, 36 и 10. Думаю, можно не рассказывать, какой это кайф прыгать из одного бассейна в другой, а вечером купаться и считать звезды на небе.

Сюда можно приехать без проживания, только в бассейны. Стоимость — 200 рублей/час.

Режим работы:

ежедневно, кроме понедельника и пятницы: c 6:00 — 23:00

понедельник и пятница: 10:00 — 22:00

бассейны закрываются в 23 часа, но не для проживающих

горячие источники в Северной Осетии

Но мы бы советовали остановиться здесь — с утра водичка особенно чистая, а вот к вечеру из-за большого количества людей она покрывается неприятной жирной пленочкой.

Завтрак в Бирагзанге
В стоимость проживания включен так же завтрак

Здесь номер было забронировать не так просто. Я реально звонила несколько дней подряд, и мы смогли остановиться здесь, потому что кто-то отказался от своей брони.

Достопримечательности

Я долго думала, в каком формате описать достопримечательности, просто перечислить или в зависимости от впечатлений, которые они на меня произвели, решила описывать в формате путеводителя. Выбрать самое классное место оказалось невозможным.

Итак, самая первая достопримечательность в Северной Осетии находится не доезжая 6 км до Верхнего Фиагдона — Кадаргаванский каньон, и здесь же Тропа Чудес, и здесь же Дзивгис, с крепостью и некрополями.

Кадаргаванский каньон

Кадаргаванский каньон — природный памятник, каньон здесь глубиной 60 метров, шириной 4, но самое впечатляющее — огромные валуны, которые застряли над рекой. Достопримечательность находится прямо на трассе, никуда сворачивать не надо. И доступна для осмотра в любое время суток.

По ссылке координаты Кадаргаванского каньона: Кадаргаванский каньон

кадаргаванский каньон  кадаргаванский каньон в северной осетии

Тропа Чудес

Пройдя метров 50 от каньона, можно попасть на Тропу чудес.

вид с тропы чудес

Координаты тропы чудес по ссылке: «Тропа чудес»

Тропа чудес — скорее, тропа разочарований. Весьма сомнительная достопримечательность. Вход на тропу — 100 рублей. Здесь можно увидеть не лучший вид на каньон, а так же 5 мишек, сидящих в узкой клетке. Это реально больше похоже на издевательство над животными. Но мишки живут здесь с самого детства, привыкли к людям, а самые смелые даже кормят их печеньками прямо с руки. Мишка забавно рычат на радость публики. Перед входом на тропу есть магазин, в которым продают угощения для животных — 100 рублей за 2 пачки печенья.

мишки на тропе чудес Еще едем дальше метров 500 в сторону Верхнего Фиагдона и поворачиваем направо — в Дзивгис.

Дзивгис

По ссылке координаты Дзивгиса: Дзивгис

Дзивгис — старый поселок, здесь до сих пор живут люди, ведут домашнее хозяйство, а на его территории осталась старинная Дзивгисская крепость в скале и около дюжины некрополей. Отличие его от всем известного города мертвых — некрополей здесь, конечно, меньше, но это место не музей, как сейчас Даргавс, его никто не охраняет, зато здесь есть жизнь. Очень интересный контраст — между могильников разгуливают коровы, периодически под ногами попадаются кости, можно спокойно зайти в Дзивгисскую крепость, где сейчас у местных жителей пасутся барашки.

Dziagis
В Дзивгисе жизнь продолжаются. Стоят дома, местные жители пасут скот, периодически собаки растаскивают кости из могильников

Дзивгис

Верхний Фиагдон

Как я уже говорила выше, остановились мы в Верхнем Фиагдоне.

Во-первых, он находится посередине между всех достопримечательностей Северной Осетии

Во-вторых, пожалуй, это самый развитый поселок в туристическом плане. Здесь без труда можно найти кафе для завтрака, обеда и ужина, есть магазины, но АЗС нет. Ближайшая — в Верхнем Бирагзанге или во Владикавказе.

В Верхний Фиагдон мы приехали уже вечером. Была только одна задача — поесть и лечь спать.

Для своего ужина мы выбрали ресторан в гостинице «Роза Ветров».

меню в ресторане роза ветров

В «Розе ветров» посетители сидят не в общем зале, а в отдельных кабинках. В одной кабинке — одна ваша компания. Очень актуально в ковидные времена и для путешествия с маленьким ребенком. Мы ожидали увидеть цены гораздо выше, ведь гостиница выглядит весьма дорого. Но были приятно удивлены.

День 1. Город мертвых, полет на параплане и Кармадонское ущелье

До нашей поездки в Северную Осетию, все мои знания об этой республики ограничивались лишь Даргавсом, да трагедией в Кармадонском ущелье. Поэтому вполне очевидно, что первый свой полноценный день в Осетии мы решили посвятить этим местам.

Качели над пропастью

Выезжая из Верхнего Фиагдона в сторону Даргавса, через 10 минут или 4 километра из центра поселка, Вы приезжаете на первую достопримечательность сегодняшнего дня — качели над пропастью.

По ссылке координаты качелей: качели над пропастью

Качели над пропастью Верхний Фиагдон

Здесь классно по будням и рано с утра, пока людей совсем нет. В Осетии мы заметили прекрасную особенность — местные жители сами ставят арт-объекты, к которым потом ездят люди. Речь об этих качелях, есть так же скамейка в горах, на которую мы поедем на следующий день. Это самые известные, а так же по пути в самых красивых видовых местах будут встречаться подобные места для отдыха. Это не Карелия, а именно Воттоваара, где местные жители специально портят дорогу, чтобы туристы самостоятельно на личном транспорте не смогли добраться до горы.

Даргавс

Далее едем прямо, никуда не сворачивая, чтобы доехать до Даргавса. Но по пути будет еще несколько интересных мест.

На развилке дорога влево уходит в Даргавс, а вправо — Мидаграбинские водопады. На водопады мы не пошли, так как их и так было много в Архызе и Домбае, на самой развилке находится несколько аутентичных мест, где готовят осетинские пироги. Местный гид нам рассказывал, что пироги нужно есть именно здесь. Но, к сожалению, а в последствии к счастью, в 9 утра все было закрыто, а нам срочно нужно было позавтракать.

Буквально в 200-метрах от Даргавса на трассе находится весьма неприметная столовая. Конечно, мы не прошли мимо, и это место оказалось САМЫМ КРАСИВЫМ и АТМОСФЕРНЫМ во всем трипе. Конечно, в 9 утра было еще ничего не готово, но хозяйка заведения вынесла нам омлет из яиц от собственных курочек, 3 стакана парного молока, конечно же, от своей коровы, домашний сыр, хлеб, горный чай — и за все мы заплатили 300 рублей. А какой потрясающий вид открывается — сидишь на улице, под солнышком, под окном, а за окном — некрополи Даргавса, горы и коровы пасутся на лугу.

завтрак в Даргавсе
Завтрак из того, что было
Завтрак в Даргавсе
Супер атмосферная столовая с видом на некрополи Даргавса

Неспеша покушав и насладившись видом, мы отправились гулять по Даргавсу. На Даргавс я закладывала около часа, но по факту здесь мы провели гораздо больше времени.

Стоимость посещения: 100 рублей/взрослый билет

Даргавс

inside a mobile phone in Dziagis

В Даргавсе находится около 30 некрополей и в каждом захоронены целые семьи. Там до сих пор лежат кости и гробы. Совсем недавно это место стало охраняться государством, а до этого были случаи вандализма. В некоторых гробницах остались гробы в форме лодочек, что порождает некоторые легенды. Нам же кажется все логично — просто из дерева вырезали гроб, как колыбель, вот он по форме и напоминает лодку.

Прогулявшись вдоль гробниц, мы долгое время сидели у торговых лавок, греясь на солнце и пили облепиховый чай. Вообще, чай из облепихи — национальные осетинский напиток,  его продают везде, очень вкусный, особенно на солнце)) А потом случайно выяснилось, что можно совершить полет на параплане над Даргавсом.

Телефон для записи: 8985 133 89 36

В 2021 году стоимость полета была 4000 рублей. Напишите, пожалуйста, если она изменилась.

Это было страшно, ведь для начала полета нужно разбежаться и прыгнуть со скалы. Но оно точно того стоило.

Кармадонское ущелье

Кармадонское ущелье находится в 30 минутах от Даргавса. Так что вполне логично совместить посещения этих мест в один день. Безусловно, Кармадонское ущелье очень красивое, особенно в узких местах, где машина еле проезжает. В Кармадонском ущелье находится мемориал памяти Бодрову и его команде.

Кармадонское ущелье дорога

В Кармадонском ущелье находится два термальных источника. Одно нижнее, до которого можно добраться без труда даже инвалиду, но в 2021 году прямо перед нашим приездом его засыпала сель, и верхнее — идти до которого порядка 10 км. Мы не пошли.

День 2. Лавочка счастья и Тиб

Лавочка счастья и Архонский перевал

На следующий день мы решили поехать вначале на лавочку счастья. Между прочим, весьма известный объект.

В 2020 году на конкурсе Apple выиграло фото с этой лавкой. В этой статье подробная экскурсия, как добраться до лавочки счастья или Фиагдонского рентраслятора.

Прямо до лавочки мы не стали доезжать, так как пожалели нашу машину, все таки не самая лучшая дорога. Хотя, многие едут даже на заниженных девятках и девяносто-девятках. Мы ничуть не пожалели, что пошли пешком. После 30-минутной пешей прогулки, и конечно, весьма подустав, получаешь огромное эстетическое удовольствие от отдыха с таким видом. К сожалению, наверху нет никаких кафе, но выпить кофе в таком месте обязательно нужно. Мы брали с собой все приспособления — кофе, воду, горелку. И ничуть не пожалели.

Минеральные источники в Тибе

Чтобы доехать до Тиба, можно вернуться обратно через Фиагдон до Верхнего Бирагзанга и оттуда по хорошей трассе ехать до Тиба. Или напрямую от лавочки Счастья ехать через Архонский перевал.

К слову сказать, Архонский перевал — одна из самых красивых горных дорог. Особенно осенью. Так что в данном случае ехать по хорошей трассе чуть ли преступление над прекрасным. А по дороге будет еще одна лавка с не менее красивым видом.

Лавка на Архонском перевале

По дороге в Тиб в Буроне будет кафе и при нем магазин с лучшими пирожками в Осетии. Остановиться здесь обязательно, так как дальше кафе не будет. А в магазине обязательно купить с собой пирожки. Ведь таких вкусных Вы больше в республике не найдете.

меню кафе Барс
Меню в кафе Барс

В Тибе находятся чуть газированные источники минеральной воды. Считается, что вода здесь супер полезная, но вот нашли мы источник не сразу. По ссылке точные координаты источника. А вокруг интересно немного прогуляться, ведь здесь весьма неплохо сохранились несколько смотровых башнь, старые постройки и советский достроенный, но не введенный в эксплуатацию санаторий. Напоминаю, что магазинов и кафе после Бурона нет.

Мы не сразу нашли минеральный источник, пришлось немного поездить по дороге туда-сюда. Для Вас пишу ориентир:

• если ехать от Транскама, то нужно с левой стороны искать такой памятник на камне. И прямо от него повернуть налево на не асфальтированную дорогу. Дальше 100 метров и Вы непременно увидите трубы, из которых набирают воду. Кстати, много воды можно не набирать, считается, что она утрачивает полезные свойства через 30 минут.
Ориентир для поиска источника в Тибе
Ориентир для поиска источника в Тибе. Здесь надо повернуть налево

День 3. Цейский ледник

Цейский ледник один из самых легкодоступных ледников на Кавказе. Просто доезжаешь до начала канатной дороги, просто платишь 400 рублей за взрослого и 300 рублей на ребенка, и она поднимает тебя к снегу.

По ссылке карта с координатами начала канатной дороги.

На своей машине доехать без проблем, дорога хорошая и без неприятностей. Но так же сюда ходит общественный транспорт с автовокзала Владикавказа — ежедневно в 6 утра и в 15 часов. Время приблизительное, так что лучше приехать чуть заранее.

И стоит учесть, что канатная дорога работает до 15:30.

Цей виды со смотровой

снег на цейском леднике

Это был последний день нашего путешествия по Осетии, не знаю, может уже горы приелись, (хотя как вообще такое возможно?) но Цейский ледник не произвел особо никакого впечатления. Здесь нет этих прозрачно-голубых пещер, характерных для всех ледников, которые можно увидеть в горах Домбая, нет того завораживающих голубых пластов льда как на леднике в Кабардино-Балкарии.

Зимой здесь катаются лыжники и создана вся инфраструктура для людей, но осенью ничего не было. В начале канатной дороги работало кафе, но к 14 часам уже все закончилось, больше ни одного магазина не нашли. Так же рядом находится святилище Реком, до которого можно прогуляться пешком. Как всегда, ссылка на карту с расположением святилища. Мы не ходили.

Здесь еще с 60-х годов занимаются горными лыжами, но к сожалению, базы отдыха здесь только с тех времен, но они уже не работают.

разрушенная база у цейского ледника

Ищем дешевые авиабилеты каждый день ЗДЕСЬ

Подпишись на TipsTrips =)

Узнавай первым о новых местах и лайфхаках для самостоятельных путешествий!