Верхняя Балкария: голубые озера, язык тролля и качели в горах

Путешествуй с нами на YouTube и в Instagram: ответим на любой вопрос =)

ледник безенги

Село Верхняя Балкария находится в Кабардино-Балкарской республике. Оно находится всего в 150 км от Владикавказа (куда мы прилетели), а по дороге есть супер крутые и интересные локации, каждая не похожа на предыдущую. В начале пути заезжаешь на горячие источники, дальше едешь обедать к кабардинскому языку тролля, наслаждаешься видом самых глубоких карстовых озер. Здесь, к слову говоря, можно совершить погружение с аквалангом. Далее осматриваешь заброшенный, но хорошо сохранившийся аул, а если лень ходить — то его можно посмотреть с качелей прекраснейшего ресторана, по пути придётся ехать в туннеле, а потом прогуляться по отвесной полке на высоте 800 метров, а еще можно увидеть настоящие ледяные пещеры. И все это за один-два дня. И все эти красоты на протяжении 40 километров по Черекскому ущелью.

А потом можно поехать в Чегем и посмотреть город мертвых с высот на параплане. Но это уже совсем другая история.

Навигация:

Начало. Как добраться

В Верхнюю Балкарию есть множество экскурсий из кавказских городов. Сюда возят людей как индивидуально, так и группами на один день из Владикавказа, Нальчика и Пятигорска. Мне же так понравилось это место, что мы приехали на 2 дня из Санкт-Петербурга.

Если Вы так же думаете как занять свои выходные, то ищите билеты до Владикавказа или Нальчика.

По прилету мы сразу арендовали машину. К сожалению, аэропорт Владикавказа очень маленький и здесь нет никаких ренткаров. Так что, об этом вопросе нужно позаботиться заранее. И как бы в это место мне не хотелось бы вставить какую-нибудь партнерскую ссылку, но я просто оставляю ссылку на сайт фирмы, у которой мы арендовали во Владикавказе машину. Все прошло четко и без обмана, и уже лишь по этому им можно ставить 5*.

https://rentos-car.ru/ — аренда Нивы во Владикавказе.

2000 рублей/сутки, 5000 рублей — залог, ещё 500 рублей — за подгон к аэропорту.

Если машину брать желания нет, то остается единственный вариант — заказать экскурсию. На общественном транспорте здесь потеряешь ооочень много времени. Зато в Дагестане мы умудрились путешествовать без личного транспорта — на автобусах и автостопом.

Где остановиться. Термальные источники

Первый вопрос, и первой локацией в нашем путешествии стали горячие источники в поселке Аушигер. Здесь можно снять номер прямо с горячими источниками или жить где-то рядом и ходить в общественные термы.

У меня есть подробная статья про Аушигер и его источники, с которой можно ознакомиться по ссылке.

Здесь я отмечу, что самые классные источники — Аушигер Сити.

Бронировать надо заранее и только по телефону: 8 (903) 497-60-82

Мы платили 6000 рублей/сутки за 3 взрослых человек.

Бассейны перед номером Аушигер
Бассейны перед номерами в Аушигер Сити

Язык Тролля в Кабардино-Балкарии

После горячих источников в первую очередь отправляемся на язык Тролля. Мы ехали на Ниве, как я уже говорила выше, поэтому никаких проблем с дорогой не возникло. На своей Шкоде я, возможно, не поехала бы. Оставила бы машину чуть пониже на трассе, и пошли бы пешком. Язык Тролля — безумно красивое и колоритное место, особенно когда туристов больше вокруг нет. Сверху летают орлы, внизу пасутся овцы и лошади, а прямо перед глазами потрясающие горные виды. Если повезет, то прямо рядом с языком Тролля местные бабушка с дедушкой готовят, возможно, лучшую баранину в республике. А если не повезет, лучше взять еду с собой, так как магазинов замечено в округе не было. Поправьте меня, пожалуйста, если это не так.

шашлыки у языка тролля

Как найти язык тролля расписано в этой статье.

Безенги. Самый красивый ледник Кавказа

После села Безенги можно развернуться и поехать сразу на Голубые озера или пощекотать себе нервишки и оправиться к леднику. Конечно, мы выбрали второй вариант. И не прогадали. Возможно, благодаря леднику это было самое интересное путешествие.

Для начала стоит заметить, что наше путешествие было в начале ноября, когда сезон уже закончился и альплагерь уже закрылся. Когда лагерь работает, то можно в их группе в ВК договориться о трансфере и за 2000 рублей Вас довезут до места. Я же посмотрела фото ледяных изваяний и не могла ждать, когда сезон откроется, чтобы попасть сюда. Да, страх ехать сюда даже на Ниве был, так как в сети крайне ужасная характеристика дороги. По факту все оказалось прекрасно. Если не брать в расчет обледенелую часть дороги в самом конце. Да, без полного привода точно даже пробовать не стоит, но Нива прошла вообще как по маслу, лишь в одном месте нервишки пощекотала, забираясь на ледяную горку.

Когда подъезжаешь к леднику, необходимо пройти погранконтроль. Сначала нас не хотели пускать, так как мы не позаботились заранее о пропусках в приграничную зону. Хотя закон говорит, что жителям России они как бы не нужны, пограничники стояли на другом. Но потом почему-то пропустили, но с оговоркой, что мы не будем заходить на запрещённую территорию. Расписались в журнале и едем дальше.

Дальше уже нас встречают лесники. И за 200 рублей с двух человек (за двоих платишь, третий бесплатно) пропустили нас дальше. А вот дальше начинается самое интересное.

смотровая на Безенги
Это смотровая площадка, откуда предполагается смотреть на ледник. Если Вы приехали с экскурсией, или Вы в здравом уме и без жажды приключений и камня на голову, то дальше не пойдете
тропа к леднику Безенги
А вот это мы идем дальше. Впереди виден еще один знак на голубой табличке, что дальше проход запрещен.

Подъезжаем к парковке. Оставляем машину и идем по экотропе. На тропе есть смотровые площадки откуда особо ничего и не видно. Идем дальше. Следом начинаются предупреждения, что возможен камнепад и лучше бы развернуться обратно. Но очарованные красотой — идем дальше. Дальше, дальше, и выходим к этим ледяным пещерам. Потрясающе. Они прозрачные, голубые, я даже и представить не могла, что лёд может быть так красив.

ледник безенги
А вот и они, ледяные пещеры, голубой лед. То, ради чего мы сюда ехали. К слову говоря, такие пейзажи открываются всего в 15 минут ходьбы от парковки. Дальше уже не пошли, было страшно и нужна специальная экипировка

ледник Безенги Кабардино-Балкария

Я немного застряла на льду, ботинок поехал, и я не могла шевельнуться. Любое движение грозило падением в пропасть. Все закончилось хорошо, адреналина выработалось почти как при прыжке с парашютом. На обратном пути нас ждал разговор с пограничниками, потому что нас предупреждали, что так далеко заходить нельзя.

P. S. Консультант-плюс подсказал, что жителям России можно спокойно гулять по этой территории. Видимо, пограничники просто решили припугнуть в профилактических целях.

Голубые озера

После такой насыщенной программы, можно немного погрузиться в расслабленный отдых, где нужно только созерцать. Едем на голубые озера. Озера действительно ярко-голубые, как будто кто-то их специально подкрасил. Фото, к сожалению, не передает всей картины.

голубые озера кабардино-балкария

В радиусе 2 км здесь находится целых пять озер: нижнее, два верхних, секретное и сухое.

Нижнее Голубое озеро (Церик-К`ль, Черек-Кёл) находится прямо на трассе. Оставляете машину на парковке и через минуту уже оказываетесь на смотровой площадке озера. На остальные озера мы не поехали, так как время поджимало, да и нижнее озеро является самым известным в этой цепочке.

Во-первых, озеро круглый год не меняет свою температуру — что зимой, что летом температура составляет 9,3 С.

Во-вторых, озеро является сероводородным, поэтому здесь почти нет флоры и фауны. По озеру плавают лишь лебеди, а на дне живут раки. Больше рыбы и растений в озере нет.

В-третьих, озеро имеет какой-то космический цвет. И кроме того, оно супер прозрачное. Википедия говорит, что дно озера просматривается до глубины 22 метра. Здесь находятся множество кафе, сувенирных лавок (если Вы хотели купить овечью шкуру домой, но все еще не решались, то здесь отличное место что бы сделать это). В сезон можно взять лодочку, а школа дайверов и вовсе работает круглый год.

Черекское ущелье и старая дорога

Отправляясь дальше от Голубых озер в сторону Верхней Балкарии, Вы обязательно будете ехать по самому красивому месту Черекского ущелья. Сразу после туннеля можно оставить машину и пройтись пешком по старой дороге. Нам повезло, что людей больше не было, мы спокойно могли насладиться видами в одиночестве. Видно, что в сезон здесь есть кафе и сувенирные лавки. Кафе нам, конечно, не хватало, хотелось бы выпить кофе на обрыве. По дну каньона течет речка Черек. От дороги вниз до реки глубина Черекского ущелья достигает 300 метров.

старая дорога по Черекскому ущелью

Верхняя Балкария

Конечной точкой нашего путешествия стало село Верхняя Балкария. С 1944 года село оказалось пустующим из-за депортации местных жителей в Среднюю Азию. Хоть село и пустующее, но прекрасно сохранились дома, постройки и улицы, по которым может прогуляться любой желающий. У нас сил уже не было на пешие походы, поэтому посмотреть на село мы решили сверху — от ресторана «Старая Балкария» (по ссылке координаты места на карте).

меню ресторана старая балкария
Меню ресторана «Старая Балкария»
качели в ресторане Старая Балкария
Знаменитые качели у ресторана

в ресторане Старая Балкария

Вот так пролетели наши 2 дня. Мне кажется, весьма интересно и насыщенно. Так что Вы знаете, что надо делать:

Интересных вам путешествий!

И в конце нашего путешествия по Кавказу, мы подготовили видео с самыми красивыми местами по мнению tipstrips.ru

Ищем дешевые авиабилеты каждый день ЗДЕСЬ

Подпишись на TipsTrips =)

Узнавай первым о новых местах и лайфхаках для самостоятельных путешествий!